МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КАМЫШЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО
Камышлов - 2014
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУДОД
МБОУДОД «Камышловская ДШИ №2»
«Камышловская ДШИ №2» _____________ Олонцева Ю.О.
« 13 »августа 2013 г. « 13 »августа 2014 г.
Составитель – Копылова Екатерина Александровна, преподаватель МБОУДОД «Камышловская ДШИ №2».
Рецензент – Лавелина Лариса Николаевна, преподаватель ВКК «Асбестовского колледжа искусств»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка………………………………………….…..4
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета……………………………....……8
- Сведения о затратах учебного времени
- Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся………….…..40
IV. Формы и методы контроля, система оценок……………….…..49
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса………..………...53
- Методические рекомендации педагогическим работникам
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы...59
- Список рекомендуемой нотной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
VII. Приложения………………………………………………………..63
- Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе, утверждёнными приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. №161, сложившейся практики преподавания в МБОУДОД «Камышловская ДШИ №2», оснащённости школы методической и нотной литературой, современных достижений педагогической мысли, а также экзаменационных требований для поступающих в средние профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства.
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.
Повышение эффективности и качества музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ и детских школ искусств сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по «инструменту» и все формы обучения ДМШ и ДШИ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.
Часто в представлении ученика, пение связано с выразительностью музыкальной или речевой интонации, а игра на фортепиано воспринимается отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию юного музыканта. Кроме того, педагог-пианист работает неразрывно с педагогом-хоровиком. Так как вместе они решают единую педагогическую задачу. По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.
Необходимо отметить, что данная программа в отношении каждого конкретного ученика не может быть догмой. На первоначальном этапе преподаватель оценивает уровень музыкальных способностей ребенка, но более точный и правильный путь развития учащихся намечается в период, когда сформируются основные пианистические навыки. В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню сложности). Это поможет преподавателю осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ. В программе также приводится перечень рекомендуемых сборников и примерные репертуарные списки |