Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Камышловская детская школа искусств №2 Четверг, 25.04.2024, 22:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Образование » Образовательные программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
[ Скачать с сервера (364.8 Kb) ] 10.08.2015, 14:29

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Камышловская детская музыкальная школа искусств № 2»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ 

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область 

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА

по учебному предмету 

РИТМИКА

В.01.УП.01.

2014 г.

Камышлов

 

 

«Рассмотрено»

методическим советом МБОУ ДОД «КДШИ №2»

 

Протокол №  4  от  13 августа  2014 г.

 

«Принято»

Педагогическим советом МБОУ ДОД «КДШИ №2»

Протокол № 5 от 13 августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД  «КДШИ №2» Олонцева Ю.О.

_______________

(подпись)

Приказ №24/1 от   13.08.2014  г.

 

Разработчик   ФИО, должность:

Преподаватель теоретических  дисциплин первой квалификационной категории, заместитель директора по учебной – воспитательной работе,  Воробьева С.Т.

Рецензент:

Преподаватель музыкально - теоретических  дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ  СПО Асбестовский колледж искусств, Лялина Е.А.                                                                                                                           

                                                         

Структура программы учебного предмета

 

I. Пояснительная записка

   1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

   2. Срок реализации учебного предмета;

   3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета;

   4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    5. Цель и задачи учебного предмета;

   6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

   7. Методы обучения;

   8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.  Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

   1. Годовые требования.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V.     Формы и методы контроля, система оценок

   1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

   2. Критерии оценки.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

   1. Методические рекомендации педагогическим работникам

VII.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

I. Пояснительная записка

   1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе      

Ритмика  как  предмет  представляется  непосредственной, интуитивной и, одновременно, осознанной двигательной реакцией на музыку. «Поскольку музыка протекает   во   времени,  ритму  принадлежит  одна  из  важнейших  ролей  в образовании  музыкальной  мысли»  (Способин И. «Музыкальна форма»). Ритм, рассматриваемый  в единстве  с  другими   средствами   музыкальной  выразительности,  является специфической  особенностью данного предмета.

Ритмика – единственный  предмет  из  цикла  музыкально-теоретических дисциплин,  позволяющий  не  только  понять, но  и  «пропустить через  себя» самые  различные  элементы  музыкальной   речи.  Можно  сказать,  ритмика как   предмет  в   определенной  степени  является   музыкальной   теорией, претворяемой  на  практике  движением. Закономерности   музыкально-ритмической   деятельности   раскрываются   через   ощущение-понимание специфики  и  взаимодействия  явлений метра, ритма, темпа и размера, а также пропорциональности  разделов  композиционной   формы   музыкального произведения,  практическое  овладение  которым  в процессе  сочинения, исполнения  и  восприятия  музыки  определяют  ритмическую  культуру музыканта.

Таким образом, ритмика представляет  собой учебный предмет, всецело направленный на овладение основами музыкально-ритмической культуры и имеющий, в этом плане, фундаментальное значение в системе предпрофессионального музыкального образования.

2. Срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы «Хоровое пение», а также «Народные инструменты» со сроком обучения 8 (9) лет -   составляет 2 года.

3. Объем времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

УП входит в комплекс дисциплин вариативной части.

Таблица 1

Срок реализации учебного предмета

2 года

Максимальная учебная нагрузка

65 часов

Количество часов на аудиторные занятия (часы вариативной части)

65 часов

Количество часов на самостоятельную работу

-

Количество часов на аудиторные занятия (часы вариативной части) для концертмейстера

65 часов

 

 

 

Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются в объеме 100% от количества часов аудиторных занятий.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий по предмету «Ритмика»– групповая,  от 11 человек.

5. Цель и задачи учебного предмета

Целью данного предмета не является движение как таковое, цель – передача музыки через движение. Обладая огромной силой эмоционального воздействия, музыка помогает найти точные и яркие движения, выражающие гамму чувств, вложенных  композитором  в  данное  произведение.

 Регламентируя движение во времени и пространстве, музыка учит управлять своим телом. Только свободное владение телом может дать возможность  добиться  подлинно  музыкального  исполнения.

 В  ходе  занятий  ритмикой следует решать следующие  задачи:

-  активизировать  развитие  музыкально-ритмической способности как ведущего компонента  комплекса  профессиональной  одаренности  детей;

-  развивать  навыки  пластического интонирования музыкальных фраз и средств интонационной выразительности;

- развивать чувство метрической упорядоченности течения музыкально-звукового потока (процесса);

- стимулировать развитие интуиции, воображения  и фантазии в области воплощения двигательными средствами ритмоинтонационных образов музыкальных произведений;

-  развивать понимание роли адекватного темпа для  выявления характера и воплощения художественных образов музыкального произведения;

-  развивать способность усваивать элементарные теоретические понятия, находить их в музыкальном материале и фиксировать присущий им смысл двигательными средствами;

-  формировать и развивать навык релаксации мышц, свободного управления произвольными движениями и своим  телом в процессе пластического интонирования;

-  развивать  навыки  познавать  ритмоинтонационные  формулы  и исполнять их;

-  воспитывать потребность и способность поиска точных и выразительных движений, отражающих широкую гамму чувств, мыслей и психических состояний  человека.

Перед  УП  также  стоят  важные общеобразовательные   задачи.

В тесной   взаимосвязи  со  всей  учебно-воспитательной    работой    школы  занятия  ритмикой  направлены  на  воспитание  организованной,  активной, гармонически   развитой   личности.  Уделяя   большое  внимание     физическому,   нравственному,   эстетическому    развитию   и    укреплению детского организма.

6. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по учебному году;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии  с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.   Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

-наглядный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный;

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей.

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры и хороводы.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической аппаратурой.

 

II.  Учебно-тематический  план

Таблица 2

 №

                               Наименование  темы

Общее кол-во  часов*

1.

Введение в предмет

0,5

2.

Теоретические сведения

2,5

3.

Упражнения  для  выполнения теоретических  заданий

4

4.

Общеразвивающие  упражнения

6

5.

Воспитание  творческих навыков

6

6.

Танцевальные упражнения и танцы

5

7.

Упражнения с различными предметами

5

8.

Фигурные построения

3

 

                                      Итого:

32

*часы вариативной части

III. Содержание учебного предмета

1. Годовые требования:

1 класс

1. Введение:

      - знакомство с классом;

      - обсуждение правил и требований предмета «Ритмика».

 2Теоретические сведения:

     -  понятие  о характере музыки;

     -  понятие о темпе. Представления и навыки замедления темпа;

     - понятие о динамике.  Наиболее употребительные обозначения   различной степени силы звучания, виды акцентов. Представления и навыки постепенного увеличения силы звука, постепенного ослабления силы звука;

     - понятие о ладе и ладовых интонациях;

     - понятие о метрической пульсации в музыке, о тактах, долях такта (сильной, слабой). Размеры 2/4,3/4,4/4. Затакт;

    - понятие о длительностях: целая, половинная, четверть, восьмая, группы  шестнадцатых. Понятие о ритмическом рисунке. Дирижирование  на 2/4, 3/4, 4/4;

     - общее понятие о паузах;

     - понятие  о мелодии, аккомпанементе, фразе,  кульминации,  повторении,  части,  репризе,  вступлении,  заключении, куплете,  запеве, припеве;

      - понятие о способах выполнения движений.

3. Упражнения для выполнения музыкально-теоретических заданий:

       - передача в движении характера, темпа и динамических  оттенков исполняемого музыкального произведения;

      - движение в заданном темпе без музыкального сопровождения;

      - синхронизация движения и музыки, начинать и заканчивать

движение одновременно с музыкой;

      - дирижирование в изученных размерах. На первоначальном этапе – сто на месте, затем с продвижением вперед шагами, равными четвертным;

      - передача в движении ритмических рисунков, представляющих собой несложные соотношения обозначенных длительностей;

      - исполнение простых ритмических рисунков, передавая характерные особенности конкретной мелодии. «Запись» ритмических  рисунков мелодии    условными жестами;

      - движение сообразно штриховой артикуляции музыки (legato, staccato, non legato).

4. Общеразвивающие упражнения:

       -исполнение основных движений: разновидность ходьбы, бега, прыжков, подскоков;

       -  сохранение правильной осанки;

       -выполнение гимнастических (общеразвивающих) упражнений в соответствии с требованиями программы  по  физическому воспитанию для первого класса;

      -сочетание своих действий с действиями других учеников (воспитание чувства ансамбля);

      - сохранение заданных построений (ряды, круг и т.д.).                                  

5. Воспитание творческих навыков:

       -  выбор наиболее удачного направления  в движении;

       -  импровизация танцевальных  движений;

       -  составление несложных гимнастических упражнений;

       -  создание образа понятного и доступного детскому восприятию;

       - импровизирование движений, отражающих характер, темп и динамику музыкального произведения;

       -   рассказывание сказки  движением;

       - движения с различными предметами (мячами, флажками и т.д.). 

   6. Танцевальные упражнения и танцы:

       -  использование движений, изученных ранее;

       - движения, отражающие особенности, эмоционально-поэтического содержания;

      -  выразительное и точное исполнение  отдельных  элементов         народных и бальных танцев (па польки, вальсовые шаги, галоп прямой и боковой, элементы русского народного танца);

         -  тренировочные  танцевальные  движения;

         -  исполнение танцев, построенных на изученном ритмическом рисунке.                           

   7. Упражнения с различными предметами:

         - несложные действия с различными предметами – флажками, мячами, игрушками, лентами и т.д.;

         -использование простых ударных инструментов –     бубнов, палочек, ложек, треугольника и т.д.;

        - выразительное  и  ритмически точное исполнение  всех  движений.                                    

   8. Фигурные построения:

       -  простейшие строевые навыки;

       - быстрое выполнение перестроений, которые понадобятся в музыкальных упражнениях, играх, танцах;

       - виды построений: в колонку, в две колонки, в шеренгу, цепочкой,  в круг, свободное размещение на площадке, размещение по точкам.

Примерные требования к контрольным урокам:

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

1. Уметь выполнять комплексы упражнений.

2. Уметь сознательно управлять своими движениями.

3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.

4. Уметь координировать движения.

5.Владеть изученными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

 

2 класс

 

Программные требования по ритмике во втором классе остаются, в основном, те же, что и в первом классе, но осуществляются они на более сложном музыкальном материале; в основном расширяются программные требования по теме «Метроритм».

Начиная занятия во втором классе, следует в целях сохранения преемственности первые уроки посвятить проверке усвоенных знаний и навыков, приобретенных детьми в первом классе. Кроме того, некоторые упражнения, этюды, ритмические игры, танцы, которые особенно полюбились на уроках в первом классе, рекомендуется повторить. Это повысит интерес к занятиям.

Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных произведений, а также предъявляется больше требований в отношении качества, законченности и выразительности движений.

В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы и мотивы, например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в ладоши (на sf) и прочее.

Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например, плавным, пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на legato, а также различными видами прыжков, резкими, короткими движениями и отрывистым бегом на носках на staccato.

При знакомстве с ритмической группой из четырех шестнадцатых в начале дается определение ее на слух. Выясняется, на какой доле такта она находится. При показе этой ритмической группы условными движениями она изображается вращением кистей чуть поднятых рук, а также – выполняется легким бегом или хлопками. При знакомстве с группой «четверть с точкой и восьмая» рекомендуется прохлопывание ритмического рисунка с включением этой группы в выполнение ее шагами в начале без дирижирования. Следует сначала использовать примеры, где эта группа приходится на сильную долю такта. При выполнении данного ритмического рисунка шагами с дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей обращается на удлинение первой доли за счет точки, - таким образом, второй шаг на восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение этой ритмической группы даются в сопоставлении с движением четвертями или восьмыми.

Ритмическая группа «восьмая с точкой и шестнадцатая» выполняется интуитивно, в виде прохлопывания или перескока. Также интуитивно исполняются группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и восьмая» легкими шагами на носках, в виде перебежки.

При изучении размера 4/4 дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Можно отметить ее ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком. Дается прием дирижирования на четыре четверти. Следует подобрать пьесы с ярко выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном темпе.

Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры с исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе прохлопывать свою партию, а другой – пройти шагами, проработав их предварительно отдельно или дать выполнить двухголосие разными инструментами детского оркестра. Можно поставить детей в два концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя «противоходом».

В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкально – ритмических задач, вводится дирижирование по фразам. Трехчастная репризная форма закрепляется в движениях, построениях и перестроениях. При возвращении музыки первой части обычно повторяется указанное для первой части движение.

При прослушивании музыкального отрывка в форме периода обращается внимание детей на незаконченное первое и завершенное второе предложение или двух предложений в форме вопроса и ответа. Можно выполнить их различными движениями или разными группами детей, можно дирижировать по очереди каждое предложение.

В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и характер произведения, а также национальные особенности данной музыки. Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения, которые потом могут быть включены в постановки.

Выработка двигательных навыков во втором классе является продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном уровне и на более сложном материале.

В связи с сокращением во втором классе количества сюжетных игр рекомендуется вводить больше игровых и творческих заданий на придумывание упражнений  и танцев. Выполняются более сложные упражнения с мячами, лентами, флажками и другими предметами.

Во втором классе разучивается более сложные элементы танцевальных движений и танцы.

 

Характер музыки. Анализ несложных произведений на слух. Передача в движении характера музыкальных произведений.

 

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№ 39, 40.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 55,56.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996: №№ 10, 23.

 

Темп. Движение в различных в темпах.

 

Умение удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости движения при ускорении и замедлении в музыке.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.  – М.: Музыка, 1996: №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8, 13.

 

Динамика. Выполнение различных динамических оттенков, акцентов.

 

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.  – М.: Музыка, 1996: №№ 9, 15, 24, 25, 46.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I:№№65, 79, 80, 81, 82.

 

Различать характер движения соответственно штрихам музыки (legato, staccato).

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 50,52, 73,81.

 

Метроритм. Выполнение ритмических рисунков с включением группы из четырех шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.  – М.: Музыка, 1996: №№ 24, 25, 26, 29, 63.

 

Выполнение ритмических рисунков с пунктирной группой четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.: №№ 17-22.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 74-77.

 

Интуитивное выполнение в движении ритмических групп: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№7, 20, 31, 34, 45, 63.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 13, 60.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.2 : №№ 8- 11.

 

Закрепление размера 4/4 на слух, как сложного размера.

Дирижирование на4/4.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№16, 40, 57.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 76.

 

Определение долей и длительностей в затакте. Правильное дирижирование затактовых построений.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№10, 14, 24, 42, 45, 48, 50.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 38, 59, 80.

 

Определение при помощи дирижерского жеста длительностей в ритмическом рисунке незнакомого музыкального примера.

Выполнение двухголосной ритмической партитуры и несложного ритмического канона двумя группами детей.

 

Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в форме периода. Членение его на фразы и предложения и подчеркивание цезур соответствующими движениями. В хорошо подготовленных группах – ознакомление с формой рондо.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№44, 47, 101.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 51, 58-60, 65, 66, 83.

 

Выполнение упражнений в трехчастной репризной форме.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике. Вып. : №№ 24, 42, 65, 70, 80.

 

Работа над развитием творческих навыков. Двигательная импровизация под музыку и сочинение танцевальных и других движений под музыку разных жанров.

Выявление национальных особенностей в танцевальном творчестве разных народов.

 

Теоретические сведения.

 

Знать названия темпов: allegro – быстро, moderato – умеренно, andante – не спеша, шагом; и их изменений: accelerando – ускоряя, ritenuto- замедляя.

Знать обозначения ритмических оттенков: piano - тихо, forte - громко, fortissimo -очень громко, crescendo - усиливая, diminuendo - ослабляя.

Названия штрихов legato - связно, staccato – отрывисто.

 

Понятия.

 

Пунктирный ритм, ритмическая группа, простой и сложный размеры, фраза, предложение, канон.

 

Развитие двигательных навыков.

 

Выполнение комплексов гимнастических упражнений.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№ 52-58,59-64.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 85-92.

 

Выполнение различных игровых упражнений и упражнений с предметами.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 58,71, 80, 81.

 

Усвоение простых танцевальных движений, танцев. Например, русский народный танец «Травушка-муравушка».

Конорова Е. Вып.I. Латышский танец «Колесико»

Конорова Е. Вып.I Грузинская народная песня «Светлячок».

 

Характер движения в старинных танцах. Гавот.

Конорова Е. Вып.I. № 78

Конорова Е. Вып.2 № 95

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№ 78, 85, 87, 89, 91.

 

Кроме указанных танцевальных движений и танцев во втором классе даются «па» польки и вальса.

Детям предлагается сочинить танец на музыку современных композиторов, где гимнастические движения сочетаются с танцевальными. Например, на музыку Д.Шостаковича из сборника «Семь пьес для фортепиано» №7, «Танец».

 

Обязательная литература.

 

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.1,2 – М.: Музыка, 1978.

 

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: 1 кл. – М.: Музыка, 1995.

 

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996.

 

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор,1990.

 

Яновская В. Ритмика. – М.: Музыка, 1979.

 

 

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения УП является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-   наличие развитых  музыкально-ритмических способностей  детей;

- наличие  навыков  пластического интонирования музыкальных фраз и интонационной выразительности;

- наличие чувства метрической упорядоченности  музыкально-звукового потока;

- наличие интуиции, воображения  и фантазии в области воплощения двигательными средствами ритмоинтонационных образов музыкальных произведений;

-  наличие понимания роли темпа для  выявления характера и воплощения художественных образов музыкального произведения;

-  наличие элементарных теоретических понятий, умения находить их в музыкальном материале и фиксировать присущий им смысл двигательными средствами;

-  наличие навыка релаксации мышц, свободного управления произвольными движениями и своим  телом в процессе пластического интонирования;

-  наличие  навыка  познавать  ритмоинтонационные  формулы  и исполнять их;

-  сформированная  потребность поиска точных и выразительных движений, отражающих широкую гамму чувств, мыслей и психических состояний  человека;

- сформированная связь интуитивных и осознанных мышечно-двигательных реакций на ритмическое оформление мелодического рисунка, смену гармоний, динамические градации звучания, колористику, фразировку.

 

 

V.  Формы и методы контроля, система оценок

   1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель  аттестационных  (контрольных)  мероприятий  – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, итоговый.

Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, исполнительность на уроках и качество выполнения заданий.

На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного);

- контрольный урок.

Особой формой текущего контроля является  контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

Формы итогового контроля:

- контрольный урок;

- публичное выступление.

 

2. Критерии оценки

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5

(отлично)

Учащийся должен  продемонстрировать весь комплекс музыкально-ритмических  умений и навыков, пластично  и выразительно исполнить программу

4

(хорошо)

При всех вышеизложенных пунктах не достаточно пластичной выразительности

3

(удовлетворительно)

Программа  исполнена не уверенно, не достаточно полно продемонстрированы музыкально-ритмические  навыки, движения малопластичны. 

2

(не удовлетворительно)

Программа не исполнена, отсутствуют музыкально-ритмические  навыки, движения бессмысленны,  отсутствие перспектив дальнейшего обучения

Зачет

Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения упражнений быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить достижения учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к продолжению обучения в школе.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

-  оценка годовой работы ученика;

- оценка на контрольных уроках;

- публичные выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

 

Категория: Образовательные программы | Добавил: ДШИ№2
Просмотров: 490 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz