Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Камышловская детская музыкальная школа искусств № 2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
РИТМИКА
В.01.УП.01.
2014 г.
Камышлов
«Рассмотрено»
методическим советом МБОУ ДОД «КДШИ №2»
Протокол № 4 от 13 августа 2014 г.
|
«Принято»
Педагогическим советом МБОУ ДОД «КДШИ №2»
Протокол № 5 от 13 августа 2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД «КДШИ №2» Олонцева Ю.О.
_______________
(подпись)
Приказ №24/1 от 13.08.2014 г.
|
Разработчик ФИО, должность:
Преподаватель теоретических дисциплин первой квалификационной категории, заместитель директора по учебной – воспитательной работе, Воробьева С.Т.
Рецензент:
Преподаватель музыкально - теоретических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Асбестовский колледж искусств, Лялина Е.А.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цель и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Ритмика как предмет представляется непосредственной, интуитивной и, одновременно, осознанной двигательной реакцией на музыку. «Поскольку музыка протекает во времени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в образовании музыкальной мысли» (Способин И. «Музыкальна форма»). Ритм, рассматриваемый в единстве с другими средствами музыкальной выразительности, является специфической особенностью данного предмета.
Ритмика – единственный предмет из цикла музыкально-теоретических дисциплин, позволяющий не только понять, но и «пропустить через себя» самые различные элементы музыкальной речи. Можно сказать, ритмика как предмет в определенной степени является музыкальной теорией, претворяемой на практике движением. Закономерности музыкально-ритмической деятельности раскрываются через ощущение-понимание специфики и взаимодействия явлений метра, ритма, темпа и размера, а также пропорциональности разделов композиционной формы музыкального произведения, практическое овладение которым в процессе сочинения, исполнения и восприятия музыки определяют ритмическую культуру музыканта.
Таким образом, ритмика представляет собой учебный предмет, всецело направленный на овладение основами музыкально-ритмической культуры и имеющий, в этом плане, фундаментальное значение в системе предпрофессионального музыкального образования.
2. Срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы «Хоровое пение», а также «Народные инструменты» со сроком обучения 8 (9) лет - составляет 2 года.
3. Объем времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
УП входит в комплекс дисциплин вариативной части.
Таблица 1
Срок реализации учебного предмета
|
2 года
|
Максимальная учебная нагрузка
|
65 часов
|
Количество часов на аудиторные занятия (часы вариативной части)
|
65 часов
|
Количество часов на самостоятельную работу
|
-
|
Количество часов на аудиторные занятия (часы вариативной части) для концертмейстера
|
65 часов
|
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются в объеме 100% от количества часов аудиторных занятий.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий по предмету «Ритмика»– групповая, от 11 человек.
5. Цель и задачи учебного предмета
Целью данного предмета не является движение как таковое, цель – передача музыки через движение. Обладая огромной силой эмоционального воздействия, музыка помогает найти точные и яркие движения, выражающие гамму чувств, вложенных композитором в данное произведение.
Регламентируя движение во времени и пространстве, музыка учит управлять своим телом. Только свободное владение телом может дать возможность добиться подлинно музыкального исполнения.
В ходе занятий ритмикой следует решать следующие задачи:
- активизировать развитие музыкально-ритмической способности как ведущего компонента комплекса профессиональной одаренности детей;
- развивать навыки пластического интонирования музыкальных фраз и средств интонационной выразительности;
- развивать чувство метрической упорядоченности течения музыкально-звукового потока (процесса);
- стимулировать развитие интуиции, воображения и фантазии в области воплощения двигательными средствами ритмоинтонационных образов музыкальных произведений;
- развивать понимание роли адекватного темпа для выявления характера и воплощения художественных образов музыкального произведения;
- развивать способность усваивать элементарные теоретические понятия, находить их в музыкальном материале и фиксировать присущий им смысл двигательными средствами;
- формировать и развивать навык релаксации мышц, свободного управления произвольными движениями и своим телом в процессе пластического интонирования;
- развивать навыки познавать ритмоинтонационные формулы и исполнять их;
- воспитывать потребность и способность поиска точных и выразительных движений, отражающих широкую гамму чувств, мыслей и психических состояний человека.
Перед УП также стоят важные общеобразовательные задачи.
В тесной взаимосвязи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия ритмикой направлены на воспитание организованной, активной, гармонически развитой личности. Уделяя большое внимание физическому, нравственному, эстетическому развитию и укреплению детского организма.
6. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по учебному году;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-наглядный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный;
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.
Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры и хороводы.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической аппаратурой.
II. Учебно-тематический план
Таблица 2
№
|
Наименование темы
|
Общее кол-во часов*
|
1.
|
Введение в предмет
|
0,5
|
2.
|
Теоретические сведения
|
2,5
|
3.
|
Упражнения для выполнения теоретических заданий
|
4
|
4.
|
Общеразвивающие упражнения
|
6
|
5.
|
Воспитание творческих навыков
|
6
|
6.
|
Танцевальные упражнения и танцы
|
5
|
7.
|
Упражнения с различными предметами
|
5
|
8.
|
Фигурные построения
|
3
|
|
Итого:
|
32
|
*часы вариативной части
III. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования:
1 класс
1. Введение:
- знакомство с классом;
- обсуждение правил и требований предмета «Ритмика».
2. Теоретические сведения:
- понятие о характере музыки;
- понятие о темпе. Представления и навыки замедления темпа;
- понятие о динамике. Наиболее употребительные обозначения различной степени силы звучания, виды акцентов. Представления и навыки постепенного увеличения силы звука, постепенного ослабления силы звука;
- понятие о ладе и ладовых интонациях;
- понятие о метрической пульсации в музыке, о тактах, долях такта (сильной, слабой). Размеры 2/4,3/4,4/4. Затакт;
- понятие о длительностях: целая, половинная, четверть, восьмая, группы шестнадцатых. Понятие о ритмическом рисунке. Дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4;
- общее понятие о паузах;
- понятие о мелодии, аккомпанементе, фразе, кульминации, повторении, части, репризе, вступлении, заключении, куплете, запеве, припеве;
- понятие о способах выполнения движений.
3. Упражнения для выполнения музыкально-теоретических заданий:
- передача в движении характера, темпа и динамических оттенков исполняемого музыкального произведения;
- движение в заданном темпе без музыкального сопровождения;
- синхронизация движения и музыки, начинать и заканчивать
движение одновременно с музыкой;
- дирижирование в изученных размерах. На первоначальном этапе – сто на месте, затем с продвижением вперед шагами, равными четвертным;
- передача в движении ритмических рисунков, представляющих собой несложные соотношения обозначенных длительностей;
- исполнение простых ритмических рисунков, передавая характерные особенности конкретной мелодии. «Запись» ритмических рисунков мелодии условными жестами;
- движение сообразно штриховой артикуляции музыки (legato, staccato, non legato).
4. Общеразвивающие упражнения:
-исполнение основных движений: разновидность ходьбы, бега, прыжков, подскоков;
- сохранение правильной осанки;
-выполнение гимнастических (общеразвивающих) упражнений в соответствии с требованиями программы по физическому воспитанию для первого класса;
-сочетание своих действий с действиями других учеников (воспитание чувства ансамбля);
- сохранение заданных построений (ряды, круг и т.д.).
5. Воспитание творческих навыков:
- выбор наиболее удачного направления в движении;
- импровизация танцевальных движений;
- составление несложных гимнастических упражнений;
- создание образа понятного и доступного детскому восприятию;
- импровизирование движений, отражающих характер, темп и динамику музыкального произведения;
- рассказывание сказки движением;
- движения с различными предметами (мячами, флажками и т.д.).
6. Танцевальные упражнения и танцы:
- использование движений, изученных ранее;
- движения, отражающие особенности, эмоционально-поэтического содержания;
- выразительное и точное исполнение отдельных элементов народных и бальных танцев (па польки, вальсовые шаги, галоп прямой и боковой, элементы русского народного танца);
- тренировочные танцевальные движения;
- исполнение танцев, построенных на изученном ритмическом рисунке.
7. Упражнения с различными предметами:
- несложные действия с различными предметами – флажками, мячами, игрушками, лентами и т.д.;
-использование простых ударных инструментов – бубнов, палочек, ложек, треугольника и т.д.;
- выразительное и ритмически точное исполнение всех движений.
8. Фигурные построения:
- простейшие строевые навыки;
- быстрое выполнение перестроений, которые понадобятся в музыкальных упражнениях, играх, танцах;
- виды построений: в колонку, в две колонки, в шеренгу, цепочкой, в круг, свободное размещение на площадке, размещение по точкам.
Примерные требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Уметь координировать движения.
5.Владеть изученными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
2 класс
Программные требования по ритмике во втором классе остаются, в основном, те же, что и в первом классе, но осуществляются они на более сложном музыкальном материале; в основном расширяются программные требования по теме «Метроритм».
Начиная занятия во втором классе, следует в целях сохранения преемственности первые уроки посвятить проверке усвоенных знаний и навыков, приобретенных детьми в первом классе. Кроме того, некоторые упражнения, этюды, ритмические игры, танцы, которые особенно полюбились на уроках в первом классе, рекомендуется повторить. Это повысит интерес к занятиям.
Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных произведений, а также предъявляется больше требований в отношении качества, законченности и выразительности движений.
В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы и мотивы, например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в ладоши (на sf) и прочее.
Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например, плавным, пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на legato, а также различными видами прыжков, резкими, короткими движениями и отрывистым бегом на носках на staccato.
При знакомстве с ритмической группой из четырех шестнадцатых в начале дается определение ее на слух. Выясняется, на какой доле такта она находится. При показе этой ритмической группы условными движениями она изображается вращением кистей чуть поднятых рук, а также – выполняется легким бегом или хлопками. При знакомстве с группой «четверть с точкой и восьмая» рекомендуется прохлопывание ритмического рисунка с включением этой группы в выполнение ее шагами в начале без дирижирования. Следует сначала использовать примеры, где эта группа приходится на сильную долю такта. При выполнении данного ритмического рисунка шагами с дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей обращается на удлинение первой доли за счет точки, - таким образом, второй шаг на восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение этой ритмической группы даются в сопоставлении с движением четвертями или восьмыми.
Ритмическая группа «восьмая с точкой и шестнадцатая» выполняется интуитивно, в виде прохлопывания или перескока. Также интуитивно исполняются группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и восьмая» легкими шагами на носках, в виде перебежки.
При изучении размера 4/4 дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Можно отметить ее ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком. Дается прием дирижирования на четыре четверти. Следует подобрать пьесы с ярко выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном темпе.
Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры с исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе прохлопывать свою партию, а другой – пройти шагами, проработав их предварительно отдельно или дать выполнить двухголосие разными инструментами детского оркестра. Можно поставить детей в два концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя «противоходом».
В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкально – ритмических задач, вводится дирижирование по фразам. Трехчастная репризная форма закрепляется в движениях, построениях и перестроениях. При возвращении музыки первой части обычно повторяется указанное для первой части движение.
При прослушивании музыкального отрывка в форме периода обращается внимание детей на незаконченное первое и завершенное второе предложение или двух предложений в форме вопроса и ответа. Можно выполнить их различными движениями или разными группами детей, можно дирижировать по очереди каждое предложение.
В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и характер произведения, а также национальные особенности данной музыки. Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения, которые потом могут быть включены в постановки.
Выработка двигательных навыков во втором классе является продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном уровне и на более сложном материале.
В связи с сокращением во втором классе количества сюжетных игр рекомендуется вводить больше игровых и творческих заданий на придумывание упражнений и танцев. Выполняются более сложные упражнения с мячами, лентами, флажками и другими предметами.
Во втором классе разучивается более сложные элементы танцевальных движений и танцы.
Характер музыки. Анализ несложных произведений на слух. Передача в движении характера музыкальных произведений.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№ 39, 40.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 55,56.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996: №№ 10, 23.
Темп. Движение в различных в темпах.
Умение удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости движения при ускорении и замедлении в музыке.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996: №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8, 13.
Динамика. Выполнение различных динамических оттенков, акцентов.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996: №№ 9, 15, 24, 25, 46.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I:№№65, 79, 80, 81, 82.
Различать характер движения соответственно штрихам музыки (legato, staccato).
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 50,52, 73,81.
Метроритм. Выполнение ритмических рисунков с включением группы из четырех шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996: №№ 24, 25, 26, 29, 63.
Выполнение ритмических рисунков с пунктирной группой четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.: №№ 17-22.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 74-77.
Интуитивное выполнение в движении ритмических групп: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№7, 20, 31, 34, 45, 63.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 13, 60.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.2 : №№ 8- 11.
Закрепление размера 4/4 на слух, как сложного размера.
Дирижирование на4/4.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№16, 40, 57.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 76.
Определение долей и длительностей в затакте. Правильное дирижирование затактовых построений.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№10, 14, 24, 42, 45, 48, 50.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 38, 59, 80.
Определение при помощи дирижерского жеста длительностей в ритмическом рисунке незнакомого музыкального примера.
Выполнение двухголосной ритмической партитуры и несложного ритмического канона двумя группами детей.
Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в форме периода. Членение его на фразы и предложения и подчеркивание цезур соответствующими движениями. В хорошо подготовленных группах – ознакомление с формой рондо.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№44, 47, 101.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 51, 58-60, 65, 66, 83.
Выполнение упражнений в трехчастной репризной форме.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике. Вып. : №№ 24, 42, 65, 70, 80.
Работа над развитием творческих навыков. Двигательная импровизация под музыку и сочинение танцевальных и других движений под музыку разных жанров.
Выявление национальных особенностей в танцевальном творчестве разных народов.
Теоретические сведения.
Знать названия темпов: allegro – быстро, moderato – умеренно, andante – не спеша, шагом; и их изменений: accelerando – ускоряя, ritenuto- замедляя.
Знать обозначения ритмических оттенков: piano - тихо, forte - громко, fortissimo -очень громко, crescendo - усиливая, diminuendo - ослабляя.
Названия штрихов legato - связно, staccato – отрывисто.
Понятия.
Пунктирный ритм, ритмическая группа, простой и сложный размеры, фраза, предложение, канон.
Развитие двигательных навыков.
Выполнение комплексов гимнастических упражнений.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№ 52-58,59-64.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 85-92.
Выполнение различных игровых упражнений и упражнений с предметами.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.I : №№ 58,71, 80, 81.
Усвоение простых танцевальных движений, танцев. Например, русский народный танец «Травушка-муравушка».
Конорова Е. Вып.I. Латышский танец «Колесико»
Конорова Е. Вып.I Грузинская народная песня «Светлячок».
Характер движения в старинных танцах. Гавот.
Конорова Е. Вып.I. № 78
Конорова Е. Вып.2 № 95
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. : №№ 78, 85, 87, 89, 91.
Кроме указанных танцевальных движений и танцев во втором классе даются «па» польки и вальса.
Детям предлагается сочинить танец на музыку современных композиторов, где гимнастические движения сочетаются с танцевальными. Например, на музыку Д.Шостаковича из сборника «Семь пьес для фортепиано» №7, «Танец».
Обязательная литература.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып.1,2 – М.: Музыка, 1978.
Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: 1 кл. – М.: Музыка, 1995.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор,1990.
Яновская В. Ритмика. – М.: Музыка, 1979.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения УП является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- наличие развитых музыкально-ритмических способностей детей;
- наличие навыков пластического интонирования музыкальных фраз и интонационной выразительности;
- наличие чувства метрической упорядоченности музыкально-звукового потока;
- наличие интуиции, воображения и фантазии в области воплощения двигательными средствами ритмоинтонационных образов музыкальных произведений;
- наличие понимания роли темпа для выявления характера и воплощения художественных образов музыкального произведения;
- наличие элементарных теоретических понятий, умения находить их в музыкальном материале и фиксировать присущий им смысл двигательными средствами;
- наличие навыка релаксации мышц, свободного управления произвольными движениями и своим телом в процессе пластического интонирования;
- наличие навыка познавать ритмоинтонационные формулы и исполнять их;
- сформированная потребность поиска точных и выразительных движений, отражающих широкую гамму чувств, мыслей и психических состояний человека;
- сформированная связь интуитивных и осознанных мышечно-двигательных реакций на ритмическое оформление мелодического рисунка, смену гармоний, динамические градации звучания, колористику, фразировку.
V. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Виды контроля: текущий, итоговый.
Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, исполнительность на уроках и качество выполнения заданий.
На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Формы текущего контроля:
- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного);
- контрольный урок.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.
Формы итогового контроля:
- контрольный урок;
- публичное выступление.
2. Критерии оценки
Таблица 3
Оценка
|
Критерии оценивания исполнения
|
5
(отлично)
|
Учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкально-ритмических умений и навыков, пластично и выразительно исполнить программу
|
4
(хорошо)
|
При всех вышеизложенных пунктах не достаточно пластичной выразительности
|
3
(удовлетворительно)
|
Программа исполнена не уверенно, не достаточно полно продемонстрированы музыкально-ритмические навыки, движения малопластичны.
|
2
(не удовлетворительно)
|
Программа не исполнена, отсутствуют музыкально-ритмические навыки, движения бессмысленны, отсутствие перспектив дальнейшего обучения
|
Зачет
|
Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения
|
Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения упражнений быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить достижения учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к продолжению обучения в школе.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на контрольных уроках;
- публичные выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
|